Потеря обоняния – характерный симптом коронавируса

Британский ринолог объясняет, почему потеря обоняния может быть ключевым симптомом COVID-19.
Карантинная жизнь не такая уж и тяжёлая, когда у тебя ещё есть обоняние. Я понял, что в моей жизни что-то изменилось около двух недель назад. Уже два дня у меня проявлялись лёгкие симптомы, характерные для COVID-19 – болезни, вызванной новым коронавирусом: боли в голове и теле, усталость, небольшая температура. Ночью у меня был сильный озноб. В целом, мне относительно повезло. Хотя я не знаю наверняка, что у меня была коронавирусная инфекция, потому что в этот момент у меня не было возможности искать тест. Но только после того, как симптомы гриппа стихли, я понял, что не могу чувствовать запах пищи. Я был лишен обоняния. Я потерял одно из немногих оставшихся удовольствий, которые могут быть у человека, живущего в условиях самоизоляции в 2020 году в эпоху пандемии, – способности принимать пищу, сидя у телевизора и вдыхая её аромат.

Запах синтетической «смерти»

Я не чувствовал окружающие запахи. Это было какое-то полное отсутствие сенсорной информации. В моём носу как будто что-то вспыхивало всякий раз, когда появлялся внешний запах. Я бы описал это как запах синтетической «смерти», как какой-то химический огонь, сгоревший в глубине моей носовой полости и оставивший после себя массу повреждённых нервных окончаний. Когда возникал какой-то запах, он мог только активировать сгоревшие нервы, как ветер, поднимающий пепел. Иногда запах проникал сквозь «дым», но мой нос работал в ограниченном режиме – примерно в 5–10 % от его нормальной функциональности. Но часто возникало чувство, что задняя часть моего носа стала «предгорьем Калифорнии во время сезона пожаров».

Потеря обоняния и вкуса может быть признаком коронавируса
В ходе исследований пациентов в Южной Корее, Китае и Италии была замечена внезапная потеря обоняния и вкуса без других классических симптомов Ковид-19 в виде кашля или лихорадки. Одна треть пациентов в Корее сообщили врачам о частичной или полной потери обоняния при легких формах заболевания. Германия сообщает, что более двух из трех пациентов с подтвержденным Ковид-19 также сообщили об аносмии. Отчеты из Ирана, где эпидемия в настоящее время развивается стремительными темпами, говорят о внезапном увеличении случаев изолированной аносмии.

На какой день пропадает обоняние.

Потеря обоняния и коронавирус

Аносмия означает полную потерю обоняния, сопровождающуюся снижением или отсутствием аппетита. Еда теряет свой вкус в одночасье. Гипосмия — это частичная потеря обоняния. И аносмия и гипосмия хорошо известны людям с простудой, с инфекциями верхних дыхательных путей. Пост-вирусная аносмия является одной из основных причин потери обоняния у взрослых, на ее долю приходится до 40 процентов всех случаев аносмии.

В случае коронавируса потеря обоняния может быть основным симптомом очень легкой формы COVID-19. Профессор Клэр Хопкинс из Британского Ринологического Общества и профессор Нирмал Кумар из Британской ассоциации оториноларингологии опубликовали совместное заявление по этому делу, в котором мы читаем, что анализ имеющихся данных из нескольких стран и их собственные наблюдения привели их к выводу, что потеря обоняния может быть маркером инфекции КОВИД-19.

Многие пациенты во всем мире, у которых был положительный тест на коронавирус, сообщили о потере обоняния и вкуса как о единственных симптомах, без общепризнанных симптомов, таких как высокая температура и кашель, пишут эксперты. Отсутствие других симптомов инфекции означает, что большинство инфекций, вероятно, ускользает от нашего внимания. Бессимптомный COVID-19 является одним из двигателей распространяющейся эпидемии.

Я общался с людьми, живущими в Нью-Йорке. Здесь – эпицентр коронавирусной инфекции. Я лично знаю, по крайней мере, трёх человек, которые считают, что у них был COVID-19, и они потеряли обоняние в результате заражения. На самом деле, это становится довольно распространённым симптомом. Чтобы узнать, каким образом и как часто это происходит, я позвонил Клэр Хопкинс – профессору ринологии в Королевском колледже Лондона, консультанту по хирургии уха, горла и носа. Будучи президентом Британского ринологического общества, Хопкинс в прошлом месяце опубликовала заявление от имени организации, в котором
рассказывается о распространении случаев заболевания, сопровождаемых потерей обоняния. Это свидетельствует о том, что аносмия является симптомом коронавирусной инфекции, ставшей всемирной пандемией.

«Мы часто наблюдаем поствирусную аносмию», – сказал Хопкинс, объяснив, что обычно это явление наблюдается у пациентов с простудой, которые в силу заложенности носа утратили некоторые из своих способностей. Но в начале распространения пандемии я видел четырёх пациентов, которые были молоды и здоровы, но при отсутствии каких-либо других симптомов потеряли обоняние. В то же время я принимал участие в работе онлайн-форумов врачей – коллег из Италии, которые заметили, что среди врачей на передовом крае борьбы с эпидемией было много людей, которые потеряли обоняние. Можно предположить, что это может быть признаком бессимптомного течения инфекционного заболевания».

Врач в защитной одежде

«Среди врачей на передовом крае борьбы с эпидемией было много людей, которые потеряли обоняние».

В этот момент у Хопкинс был выбор, который связан с вопросом медицинской этики. С одной стороны, не было много рецензируемых доказательств, ссылаясь на которые учёные и врачи обычно основывают свои решения, – о связи между COVID-19 и аносмией. В обычное время было бы неэтично, чтобы Британское ринологическое общество заявило о возможной связи.

Но сейчас другое время, и она начала беспокоиться о том, что её коллеги в этой области подвергаются риску – особенно серьёзному риску, потому что быть врачом-оториноларингологом – значит работать с пациентами, используя инструменты для осмотра частей лица и головы. Люди могут кашлять или чихать, или вообще не иметь каких-либо симптомов. В то время Хопкинс использовала только средства индивидуальной защиты (СИЗ), когда наблюдала пациентов с респираторным дистрессом, кашлем или лихорадкой и, вероятно, так поступали и многие её коллеги. Отчёты системы здравоохранения начали указывать на то, что высокий процент заболеваемости COVID-19 диагностировался у лор-врачей. Поскольку часть её работы заключается в том, чтобы следить за безопасностью своих коллег, она решила обнародовать данные, полученные в ходе наблюдения за пациентами с коронавирусом.

«Я подумала, что если бы мы могли рассматривать потерю обоняния в качестве одного из триггеров инфекционного процесса, мы могли бы реально снизить риск дальнейшей передачи инфекции».

–говорит Хопкинс,


Учёные-исследователи из «Kings College London» разработали приложение, чтобы документировать данные исследования коронавируса. «Сейчас у приложения около 2 миллионов пользователей, – говорит Хопкинс, поскольку британцам рекомендуется ежедневно фиксировать свои симптомы, даже если они чувствуют себя хорошо. Цель заключается в том, чтобы узнать больше о том, как начинается инфекционный процесс, и определить, какие симптомы возникают на каждой стадии заболевания».

Когда Хопкинс впервые опубликовала заявление ринологического общества, в приложении потеря обоняния не была включена в число симптомов. Но она связалась с командой разработчиков и убедила их добавить этот признак.

Мужчина проверяет свое обоняния лавровым листом

Один из первых признаков

По словам Хопкинс, команда разработчиков на этой неделе опубликовала заявление, в котором говорится, что наряду с высокой температурой потеря обоняния является «самым сильным симптомом для прогнозирования инфекции».

Они обнаружили, что 60 % пациентов с положительным результатом теста потеряли обоняние, в то время как у тех, у кого отрицательный результат теста, только 18 % имели симптомы аносмии.

Это более специфичный симптом, чем повышение температуры, которое обычно встречается у тех, кто имеет отрицательный результат. Хопкинс говорит, что на этот раз «любой человек с потерей обоняния должен быть самоизолирован и в идеале проверен на вирус». Это один из первых признаков патологии. Хопкинс работает с группой из примерно 2500 пациентов, за которыми она наблюдает, и хотя точные сроки возникновения аносмии всё ещё не ясны, она говорит, что каждый четвёртый потерял обоняние, прежде чем появились какие-либо другие симптомы. У трети пациентов этот признак развивается примерно в то же время, что и другие симптомы. Есть случаи потери обоняния на фоне уже подтверждённой инфекции после возникновения других характерных симптомов.

Мне было интересно, почему это происходит? И в частности, почему я чувствую запах синтетической «смерти»? Хопкинс сказала, что большинство пациентов сообщают о действительно серьёзной потере обоняния. Когда они пытаются что-то почувствовать, у них ничего не получается. Мой друг сказал мне, что он пытался почувствовать запах кофе или свечей, но ничего не вышло. («Лук, – сказал он, – прорвался сквозь оборону».) Но Хопкинс говорит, что некоторые люди так описывали «дизосмию» – «когда вы чувствуете запах, и это пахнет как-то … ещё. Это будет чем-то очень неприятным».

«Мы думаем, что есть проблемы с рецепторами, поэтому распознавание образов нарушается, – говорит Хопкинс. – Но есть и другие нервы в носу. Например, есть тройничный нерв, который обнаруживает вредные пары, поэтому он вызывает болевую реакцию. Он также служит для терморегуляции. Но он может улавливать химические запахи. Так что, когда вы вдыхаете ментоловый запах или «аромат» чистящей жидкости, это фактически стимулирует тройничный нерв. Когда пропадает естественное обоняние, вы всё равно получаете некоторые фоновые стимуляции через другие пути, которые люди часто воспринимают как неприятный запах. Таким образом, потеря запаха маскирует этот фон-запах».

«Потеря обоняния блокирует фоновый запах».

По-видимому, всё это связано с тем, как вирус «укореняется» в задней части носа. «Что мы знаем, так это то, что на самом деле это своего рода повреждение обонятельного нерва и самой обонятельной системы», – говорит Хопкинс. «В отличие от потери запаха из-за простуды, у большинства пациентов с COVID-19 нет физической блокировки. Запах возвращается, но рецепторы повреждены. В частности, коронавирус может повредить нерв и затем пройти по обонятельному нерву к обонятельной луковице и повредить её», – добавляет Хопкинс. – К счастью, обонятельные нервы способны восстанавливаться, поэтому их используют в исследованиях травм спинного мозга. Таким образом, они могут регенерироваться, и ваше обоняние может вернуться».

Это был довольно важный вопрос для меня. Я бы сказал, что произошло значительное улучшение самочувствия, но бывают случаи, когда наступает синтетическая «смерть». «Конечно, есть люди, которые страдают от тяжёлой аносмии после поствирусных инфекций, – говорит Хопкинс. – Мы знаем, что можно потерять обоняние навсегда. Известно, что коронавирусы вызывают длительную потерю.

Очевидно, что слишком рано говорить о том, какая доля пациентов с COVID-19 приобретёт этот симптом, но если посмотреть на исследования, связанные с вирусом, по крайней мере, у две трети пациентов обоняние восстановится. Но это означает, что каждый третий не сможет полностью восстановить своё обоняние. По крайней мере, у 60 % людей, которые находятся под нашим наблюдением, констатировалось улучшение в течение двух недель. Сегодня я продолжаю наблюдать и изучать ситуацию».

Потеря вкуса при коронавирусе

У меня всегда было впечатление, что вкус и запах неразрывно связаны, что эти два чувства используют одни и те же химические вещества пищи для передачи информации в мозг. Это не совсем верно.

«То, что мы на самом деле чувствуем, является сладким, кислым, солёным, горьким, – говорит Хопкинс, – и на самом деле то, что мы называем« вкусом »или« ароматом », связано с обонянием. Поэтому, когда мы едим, мы дышим через нос, чувствуем запах нашей пищи, мы описываем этот аромат. Когда вы теряете своё обоняние, еда имеет очень простой вкус». «Люди сообщают, что они потеряли своё вкусовое чувство», – добавляет она, но это что-то иллюзорное.

«Некоторые пациенты говорят, что им трудно различить солёный, кислый, горький вкус, а также во рту присутствует странный металлический привкус. Таким образом, можно предположить, что инфекция сама по себе влияет на вкус, и это, безусловно, требует дальнейшего изучения. Это говорит о том, что может быть некоторое другое воздействие вируса на центральную нервную систему. Мы также видели людей, описывающих изменения слуха. Есть и другие эффекты, такие как головная боль, сонливость, серьёзные проблемы с центральной нервной системой».

У меня оказалось всё не так серьёзно. Конечно, это всё тривиально по сравнению с тем, что переживут многие инфицированные. Но что касается чувства запаха, кажется, что к большинству людей оно вернётся. Хопкинс говорит, что нет необходимости обращаться за медицинской помощью, если вы теряете обоняние во время пандемии. Предположим, у вас есть COVID-19 и вы находитесь на самоизоляции. Попробуйте «тренировать обоняние», чтобы стимулировать нерв и способствовать выздоровлению. Конкретных методов лечения не существует. Всё зависит от индивидуальных особенностей организма, от того, как он взаимодействует с внешним миром, в котором есть смертельные патогенные микроорганизмы, способные разрушить нашу жизнь.